В компании
"Крайслер"
ГЛАВА 1.
Приглашение в корпорацию "Крайслер"
Будь
у меня хоть малейшее представление о том, что меня ожидает, когда я
занял пост в корпорации "Крайслер", я бы ни за какие деньги
в мире не пошел туда. Хорошо еще, что Бог не даст нам заглянуть на
один-два года вперед, иначе может возникнуть мучительное искушение
застрелиться. Но Бог милосерден, он позволяет людям видать лишь
текущий день. Когда настают тяжелые времена, нет иного выбора, как
взять себя в руки, продолжать жить дальше и делать все как можно
лучше.
Как
только о моем увольнении было официально объявлено, ко мне стали
обращаться из ряда компаний в других отраслях, в том числе из
"Интернэшнл пэйпер" и "Локхид". Чарльз Тэнди,
владевший фирмой "Рэйдио шэк", предложил мне занять пост в
его компании. Три или четыре школы бизнеса, включая школу бизнеса
Нью-Йоркского университета, предложили мне место декана. Некоторые из
этих предложений были очень заманчивы, но мне трудно было принять их
всерьез. Я всю жизнь работал в автоиндустрии и хотел там остаться.
Мне лично представлялось неразумным менять карьеру на данном этапе
жизни.
В
пятьдесят четыре года я еще был слишком молод, чтобы уйти на покой,
но уже слишком стар, чтобы начать трудиться в совершенно повой
области. К тому же автомобили были у меня в крови.
Никогда
не разделял я идеи о том, что все профессии бизнеса взаимозаменяемы,
что президент компании "Форд" способен точно так же
руководить крупной корпорацией и в другой отрасли. Для меня это все
равно как если бы дирижер предложил саксофонисту в джаз-оркестре
пересесть за рояль. Саксофонист с возмущением ответил бы, что
двадцать лет играет на саксофоне, тогда как в игре на рояле ничего не
смыслит.
Одно
предложение я получил от автомобильной компании. Французская фирма
"Рено" была заинтересована в том, чтобы привлечь меня в
качестве консультанта по мировой автоиндустрии. Но работа
консультанта не по мне. Моя энергия закипает там, где делается само
дело. Я люблю практическую работу профессионала. Если с ней
справлюсь, доверьтесь мне. Если не справлюсь, готов принять приговор
судьбы.
К
тому же сидящий во мне предприниматель стал жаждать деятельности. Все
лето 1978 года мною владела идея проекта, который я обозначил как
"Глоубл Моторс". Этот был грандиозный проект, отнюдь не из
тех, какие можно осуществить очень быстро. У меня родилась мечта
образовать консорциум автомобильных компаний Западной Европы, Японии
и Соединенных Штатов. В таком объединении мы могли бы создать мощную
силу, которая способна была бы бросить вызов господству "Дженерал
Моторс". Я вообразил себя новым Альфредом Слоуном, менеджером,
реорганизовавшим в межвоенный период корпорацию "Дженерал
Моторс", и, по моему мнению, величайшим гением в истории
автобизнеса.
Партнерами
в консорциуме "Глоубл Моторс" могли стать, как мне
представлялось, фирмы "Фольксваген", "Мицубиси" и
"Крайслер", хотя могли оказаться и другие партнеры,
например "Фиат", "Рено", "Ниссан" или
"Хонда". Но из американских корпораций по логике вещей
таким партнером должна была стать корпорация "Крайслер".
Компания "Дженерал Моторс" была слишком велика, чтобы
объединяться с кем бы то ни было; во всяком случае, так я в то время
полагал. О компании "Форд" не могло быть и речи по
самоочевидным причинам.
Между
тем корпорация "Крайслер" способна была обеспечить надежную
инженерно-конструкторскую базу для "Глоубл Моторс".
Инженерные кадры, возможно, были единственным существенным активом
фирмы "Крайслер", но это был жизненно важный актив.
|