демонстрации корпорация распродала все имевшиеся
машины "Ситэйшн" и получила заказы еще на 22 тысячи.
Фирма
"Крайслер" была менее удачлива. После того как первый
нефтяной кризис миновал в 1974 году, американцы вновь кинулись
покупать большие автомобили. Как обычно, корпорация "Крайслер"
последовала за рыночной тенденцией. Это означало, что мы не
располагали сколько-нибудь готовыми к производству субкомпактными
моделями в тот момент, когда публика внезапно вновь изменила свои
требования.
Я
хорошо помню ежедневные телепередачи последних известий, показывавшие
длинные очереди у заправочных станций в Калифорнии, Вашингтоне и
настоящие драки у некоторых станций технического обслуживания в
Нью-Йорке. Людей охватила паника. Они где только могли наливали
полные баки горючего. Некоторые даже стали возить с собой в
багажниках запасные 5-галлонные канистры или помещать в гараже
50-галлонные бочки с горючим, совершенно не считаясь с соображениями
безопасности.
В
конгрессе заговорили о введении нормирования продажи бензина. В
журналах публиковались передовые статьи о том, что Детройт оказался
захвачен врасплох. И конечно же, под влиянием ли паники из-за
нехватки горючего или просто в связи с повышением цен на него, спрос
на семейные автомобили, 8-цилиндровые V-образные двигатели,
микроавтобусы, грузовики и кемпинговые автофургоны сразу же резко
упал.
В
течение первых пяти месяцев 1979 года доля малогабаритных автомобилей
на рынке возросла с 43 до почти 58 процентов, то есть на пятнадцать
пунктов. В нашей отрасли сдвиг в два процента за один год считается
очень большим. А сдвиг в 15 процентов - это уже катастрофа. За один
только месяц - май 1979 года - продажа микроавтобусов сократилась на
42 процента. Никогда прежде в истории автобизнеса не происходило
таких крупных перемен на рынке сбыта, как в ту весну 1979 года.
Но
как бы ни был велик ущерб от этих революционных потрясений, мы в
фирме "Крайслер" знали, что в состоянии приспособиться к
новой реальности. Мы понимали также, что можем этого достигнуть
быстрее всех в Детройте.
Нам
многого и не требовалось. Все, что нам надо было сделать,- это
удвоить за следующие пять лет наши инвестиции в строительство новых
заводов и разработку новых моделей и продолжать надеяться, что мы еще
живы! Но только мы стали делать первые шаги в реализации этой
дорогостоящей программы, как страна погрузилась в экономический
кризис. Мы еще только начали оправляться от первого удара. Когда же
последовал второй удар, он почти выбил нас из седла.
Годовой
объем продаж автомобилей в США сократился почти наполовину но
сравнению с прошлым годом. Ни одна отрасль в мире не может выжить в
экономической конъюнктуре, при которой доходы сокращаются наполовину,
а инвестиции требуется увеличить вдвое. Для нас все ставки были биты.
Все правила игры рухнули, исчезли все дорожные ориентиры, так как мы
оказались в совершенно беспрецедентной ситуации. Наш корабль плыл в
густом тумане,
Прежде
всего можно было сказать себе: загляни-ка в справочник. Корпорация
"Дженерал Моторс" первой начала его выпускать, "Форд
мотор" последовала ее примеру, а фирма "Крайслер"
эпизодически выпускала справочные бюллетени. Не поймите меня
буквально. Просто за период между 1946 годом, когда я начал работать
в этой отрасли, и мартом 1979 года ни у кого не возникало сомнений в
том, как здесь осуществлять успешные операции.
Но
внезапно мы оказались без руля и ветрил, и каждую неделю приходилось
менять курс. Мягко говоря, это был совершенно новый, неизведанный
способ вести дело. Все говорили о "стратегии", но твердо мы
знали лишь то, что необходимо выжить.
Сам
но себе механизм, обеспечивающий выживание, представлялся совсем
простым. Закрывай заводы, приносящие наибольшие убытки. Увольняй
людей, в которых нет абсолютной необходимости или которые ничего не
понимают в происходящем.
Я
чувствовал себя в положении военного хирурга. Самая тяжкая
ответственность в мире ложится па плечи врача в боевой обстановке. Во
время второй мировой войны мой
|