операций; займы, гарантированные управлением
кредитования фермеров, управлением но делам мелкого бизнеса,
министерством здравоохранения и социальных служб.
Предоставлялись
гарантированные займы даже вашингтонскому метро. Метрополитен получил
один миллиард долларов, с тем чтобы сенаторы, члены палаты
представителей и их помощники могли с удобством разъезжать по городу.
Там,
на Капитолийском холме, конгрессменам не нравилось, что я привожу
пример с метро. Но я полагаю, что эти займы никогда не будут
погашены. "Давайте посмотрим правде в лицо,- говорил я им.-
Метро - это просто показушная достопримечательность столицы".
"Показушая достопримечательность?- возражали они.- Нет, это
транспортная система". "Отлично,- отвечал я.- А что же,
черт побери, представляет собой фирма "Крайслер"?"
Однако
никто, казалось, не хотел и вспоминать обо всех этих гарантированных
займах. Уж во всяком случае, средства массовой информации должны были
бы поведать публике об этой стороне дела. Да еще и сегодня
большинство людей с удивлением узнает, что наш случай вовсе не был
беспрецедентным.
Честно
говоря, когда я был президентом "Форд мотор", я бы,
вероятно, тоже не прислушался к этим доводам. Я бы, очевидно, сказал
руководителям фирмы "Крайслер": "Не втягивайте в
это дело правительство. Я верю в выживание наиболее приспособленных.
Пусть слабейший обанкротится".
В
те времена у меня был совершенно иной взгляд на мир. Но если бы мне
было известно о некоторых гарантированных займах, никогда не
получавших широкой огласки, и если бы я внимательно следил за широкой
национальной полемикой, касавшейся нашего подхода к роли конгресса, я
мог бы увидеть веши в ином свете. Во всяком случае, мне хочется так
думать.
Беседуя
со всеми, кто готов был меня выслушать, я подчеркивал то
обстоятельство, что история с фирмой "Крайслер" не является
отдельным случаем. Я доказывал, что мы представляем собой лишь
микроскопический пример совершающихся в Америке несправедливостей,
нечто вроде лабораторного эксперимента, который может оказаться
полезным для всех. Ни одна индустрия в мире не испытала такого
тяжкого удара, как автомобильная. Государственное регулирование,
энергетический кризис и экономический кризис - всего этого было
достаточно, чтобы свалить нас с ног.
Как
самое слабое звено в цепи, фирма "Крайслер" первая ощутила
на себе этот удар. Но то, что произошло с нами, объяснял я снова и
снова, представляет собой лишь верхушку айсберга, если иметь в виду
проблемы, вставшие перед американской промышленностью. Я энергично
предрекал, что "Дженерал Моторс" и "Форд" вскоре
окажутся в том же перечне убыточных компаний, в какой попали мы. (Я
тогда не предполагал, что они дойдут до масштабов убыточности в пять
миллиардов долларов, но они дошли. Через шесть месяцев они сидели в
той же яме, что и мы.)
Мне
приходилось говорить то, чего люди и слышать не хотели. Легче всего
было найти козла отпущения. А кто мог оказаться наилучшим кандидатом
на эту роль, как не десятая по величине промышленная корпорация в
Америке - корпорация, у которой хватило мужества обратиться к своему
собственному правительству за помощью?
|