сама себе служить банком, корпорация "Крайслер"
вынуждена была брать ссуды по самым высоким процентным ставкам. А
банкам это было только на руку.
В
благоприятные годы банки тут же оказывались к нашим услугам. А в
неудачные годы они спешно шли на понятную. В качестве истинно
консервативных республиканцев большинство банков скептически
восприняли Закон о гарантированных займах. Исходя из того, что
банковские займы предоставлялись преимущественно "Крайслер
файнэншл", а не непосредственно "Крайслер корпорейшн",
банкиры сочли, что если мы объявим о банкротстве, они практически
мало что потеряют.
Однако
им предстояло пережить большое разочарование. В конце 1979 года
Джерри Гринуолд попросил Стива Миллера и Рона Троста из
Лос-Анджелесской консультативной фирмы но проблемам банкротств
подготовить "справку о ликвидации". Из этого документа ясно
следовало, что совершенно безразлично, предоставлены ли займы
"Крайслер корпорейшн" или "Крайслер файнэншл". В
случае объявления банкротства все займы будут заблокированы на период
от пяти до десяти лет в судах, а банки не смогут прибыльно
использовать значительную часть своих инвестиций. Согласно
хитроумному положению, содержащемуся в законодательстве штата
Мичиган, процентная ставка на непогашенные ссуды сокращается до шести
процентов в год вплоть до окончательного решения их судьбы. Банкам же
понадобилось много времени для уразумения того, что в их интересах
пойти нам на уступки, которые позволят корпорации "Крайслер"
удержаться на ногах.
Но
и при этом они были гораздо менее склонны идти на компромисс, чем
наши поставщики и наши рабочие. Во-первых, их существование не
зависело от восстановления позиций корпорации "Крайслер".
Во-вторых, это объясняется огромным количеством банков-кредиторов.
Когда в 1971 году корпорация "Локхид" получила
гарантированный федеральным правительством заем, дело касалось лишь
двадцати четырех банков, причем все они были американские. Между тем
наши банки-кредиторы были рассеяны почти по всем пятидесяти штатам, а
также по всему миру. Мы имели дело с банками, начиная с нью-йоркского
"Менюфекчурерс Хэновер траст", которому должны были свыше
200 миллионов долларов, до "Твин ситибэнк" в Литл-Рок, штат
Арканзас, наш долг которому составлял лишь 78 тысяч долларов. Мы
должны были также банкам в Лондоне, Торонто, Оттаве, во Франкфурте, в
Париже, Токио и даже Тегеране.
Каждый
банк придерживался собственной позиции. "Мэнюфекчурерс Хэновер",
известный в мире бизнеса под кличкой "Мэнни Хэнни", был
много лет связан с корпорацией "Крайслер". Лини Таунсенд на
протяжении девяти лет входил в состав его правления, а два
председателя совета директоров "Мэнни Хэнни"
последовательно входили в состав нашего правления. Этот банк не раз
выручал "Крайслер" в трудные времена. Нынешний председатель
его правления Джон Макджилликади заключил с корпорацией "Крайслер"
автоматически возобновляемое соглашение о кредите на сумму 455
миллионов долларов. Кроме того, он выступал в конгрессе с показаниями
в пользу гарантированных займов. "Я верю, что "Крайслер
корпорейшн" должна выжить,- заявил он на слушаниях.- Я не
являюсь категоричным противником правительственной помощи в любом
случае и не рассматриваю ее ограниченное применение как угрозу
системе свободного предпринимательства".
Джон
Макджилликади был одним из наших благородных рыцарей. "Мэнни
Хэнни" занимал положение нашего главного банка, и Макджилликади
убедил своих коллег согласиться предоставить нам весь набор льгот.
Другим
нашим благородным рыцарем был министр финансов Дж. Уильям Миллер. В
своих показаниях комиссии палаты представителей он утверждал, что
случай с корпорацией "Крайслер" является исключительным и
что гарантированный заем - это хороший выход из создавшеюся
положения. Миллер занимал в отношении банков жесткую позицию. Он
считал, что они должны смириться с потерями и зализывать свои раны.
|