государственный аппарат. Мы приучили их
к этой вредной практике. Проблемы, от которых страдают все
относящиеся сюда группы населения, проистекают из все возрастающих
издержек в виде надбавок на удорожание жизни.
В
отличие от системы надбавок в связи с повышением стоимости жизни идея
введения правила "тридцать лет работы - и свободен"
принадлежит профсоюзам, причем и эта идея также оказалась вредной.
Основатель Объединенного профсоюза работников автомобильной
промышленности Уолтер Рейтер незадолго до своей смерти в 1970 году
сделал это правило центральной темой в ходе переговоров с "Дженерал
Моторс" о заключении нового коллективного договора. Наряду с
требованием спять потолок с надбавок на удорожание жизни требование
ввести в практику право ухода на пенсию после тридцати лет работы
послужило причиной крупной стачки той осенью на заводах "Дженерал
Моторс".
Правило
"тридцать лет работы - и свободен" предусматривает, что
человек, проработавший в компании тридцать лет, получает право
досрочно уйти на пенсию независимо от возраста, причем с получением
полной пенсии - 60 процентов заработка,- как если бы он уже достиг
возраста 65 лет.
Принцип
"тридцать лет работы - и свободен" звучит очень хорошо, и
выдвинут он был с целью создания рабочих мест для более молодых
людей, пополняющих контингент рабочей силы, однако это такого рода
система, которая делает Америку все менее и менее
конкурентоспособной. Почему? Мы берем трудолюбивого
восемнадцатилетнего парня, годами обучаем его делу, а в сорок восемь
лет он уже насовсем уходит. Мы не только теряем квалифицированного
рабочего, но весь остаток его жизни выплачиваем ему пенсию, причем в
среднем это составляет еще тридцать лет!
Согласно
правилам, ушедшему на пенсию человеку работать не разрешается. Если
же он работает, то теряет право на пенсию. Но в возрасте 48 лет он не
намерен долго сидеть дома. Обычно он становится водителем такси,
выполняет случайные работы и зарабатывает наличные деньги. Один
высокопоставленный профсоюзный деятель признался мне: "Пенсионеры
не прекращают работать. Они просто меняют место работы. Правила не
разрешают пенсионеру работать, но кто станет его контролировать?"
В
результате некоторые из лучших электриков, прежде работавшие у меня в
компаниях "Форд" и "Крайслер", теперь водят
такси. Самое парадоксальное здесь то, что когда мне нужно нанять
новых рабочих в качестве электриков, мне приходится обучать целую
группу водителей такси, которые практически ничего не смыслят в
автомобилестроении. Это - безумие! Страна сошла с ума и стремительно
низвергается в пропасть посредственности.
Система
"тридцать лет работы - и свободен" приводит меня в
бешенство. Просто преступление увольнять человека лишь потому, что он
проработал тридцать лет. В пятьдесят лет он только достигает высшего
уровня своей квалификации. В этом возрасте он обладает целым рядом
специальностей. Вместо того чтобы использовать приобретенное
мастерство, он отправляется водить такси или сидеть дома и бить
баклуши.
Я
отнюдь не выступаю против идеи высокой пенсии. Но мы больше не можем
позволить себе платить пенсию людям, которым пятьдесят или пятьдесят
пять лет. Я бы предпочел заменить правило "тридцать лет работы -
и свободен" на такое, при котором человек мог бы получать
отставку и полную пенсию при тридцатилетнем стаже работы, но лишь по
достижении возраста 60 лет или даже больше.
А
теперь мы платим людям, которые должны были бы помогать нам отвечать
на вызов японцев, 800 долларов в месяц за то, что они не выходят на
работу. Имеет ли это какой-нибудь смысл?
Третьим
крупным искажением системы затрат на рабочую силу является практика
пособий по болезни. Когда я пришел в корпорацию "Крайслер",
то обнаружил, что организация "Голубой крест - Голубой щит"
уже стала крупнейшим поставщиком фирмы.
Следующая ››
|