Как
это было достигнуто? Свою роль здесь сыграли не только благоприятный
климат, хорошие почвы и упорный труд фермеров. Всем этим мы
располагали и пятьдесят лет назад, а результатом явились пыльные бури
и стихийные бедствия.
Новое
заключается в том, что под эгидой правительства был осуществлен целый
ряд программ: выделены правительственные ассигнования на научные
исследования; в графствах появились специалисты для обучения фермеров
основам сельскохозяйственных знаний; властями штагов созданы
экспериментальные фермы; развернуты системы электрификации сельского
хозяйства и ирригации, как, например, Управление по развитию долины
реки Теннесси; внедрено страхование сельскохозяйственных культур;
введена практика кредитования экспорта сельскохозяйственной
продукции; приняты программы поддержания цен; осуществляются системы
контроля за размерами посевных площадей; а теперь мы уже имеем и
программу "платеж натурой", которая предусматривает
вознаграждение фермерам за прекращение выращивания определенных
культур. Только на последнюю программу расходуется свыше 20
миллиардов долларов в год.
Всеми
этими мерами правительственной помощи - или, как кое-кто сказал бы,
правительственного вмешательства - мы сотворили чудо. Наша политика в
области сельскохозяйственной индустрии сделала нас предметом зависти
всего мира.
Спрашивается:
если мы сумели разработать агропромышленную политику и
военно-промышленную политику, почему же, черт возьми, мы не можем
иметь и индустриально-промышленную политику?
Мне
кажется, что моя позиция по вопросу о промышленной политике
напоминает реакцию Авраама Линкольна на сообщение о том, что Улисс С.
Грант изрядно напился. Линкольн сказал: "Выясните, какой сорт
виски он пьет, и пошлите такое же виски другим моим генералам".
Привожу
здесь мою программу из шести пунктов, которая могла бы послужить
основой для разработки новой индустриальной политики.
Во-первых,
нам следует добиться энергетической независимости к 1990 году путем
обложения налогом поступающих к нам из-за границы энергетических
ресурсов - причем как в портах прибытия, так и на заправочных
станциях. Это должно привести к возрождению принципов сохранения и
экономии энергетических ресурсов и к возобновлению инвестирования в
альтернативные источники энергии. Нас не должен вводить в заблуждение
нынешний низкий спрос. ОПЕК всегда будет действовать, руководствуясь
лишь собственными интересами, а этим интересам неизменно станут
отвечать высокие цены и ограниченное предложение. Американский народ
готов заплатить необходимую цену за достижение энергетической
независимости. Он понимает, что ее нельзя добиться без определенных
жертв.
Во-вторых,
мы должны установить конкретные пределы для доли Японии на рынке
продукции ряда решающих отраслей. Надо ввести для таких отраслей
чрезвычайное экономическое положение и в одностороннем порядке
отменить - на период действия этого чрезвычайного положения -
правительственные ограничения, касающиеся закона о тарифах и
торговле. Нам незачем извиняться за такой диктуемый здравым смыслом
подход к торговле с Японией. На данном отрезке нашей истории мы не
можем позволить себе вести дело с торговым партнером, который
настаивает на праве продавать и в то же время отказывается покупать.
В-третьих,
как государство мы должны трезво оценить реальную ситуацию, связанную
с издержками и механизмом реализации федеральных программ. В
Вашингтоне этот вопрос исследуется бесконечно, так как в политическом
плане он чреват опасностями. Но ведь его решение самоочевидно: мы не
можем продолжать платить больше, чем получаем, а это означает
необходимость принять некоторые очень болезненные меры.
В-четвертых,
Америке нужно больше инженеров, ученых, лабораторных работников. В
расчете на душу населения японские учебные заведения выпускают в
четыре раза больше
|